вторник, 17 апреля 2007 г.

Хибинская сказка. Поход в Августе 2006.

Хибинская сказка

Даже не помню, как и почему пришла идея ехать в Хибинские горы, но точно помню, что когда она возникла, другие варианты уже не обсуждались. Сподвижники также появились достаточно стремительно. Выложенное мной в сети приглашение присоединиться, на следующий день дало свои плоды: нашлось трое отчаянных, и 14 августа 2004 года состоялось наше общее знакомство на вокзальном перроне. Чуть позже наше путешествие на север уже расширилось посещением Ловозерских тундр и Соловецких островов, что оставило у нас массу замечательных эмоций и воспоминаний. Теперь немного поподробнее…

Дорога была обычной. Национальный напиток Украины, любезно предоставленный Стасом, «немного» закуски и все пошло, как по маслу. Разложив карту Хибин, стали дружно шевелить мозгами и прорабатывать варианты маршрута. Долго думать не пришлось. Порешили на том, что место назначения – Апатиты, проедем, и высадимся пятьюдесятью километрами выше, - в Имандре. Сказано – сделано. Доплатили что-то проводнику и в 10.30 уже стояли на большой земле. Первое, что мы наметили посмотреть, тобишь, куда намылились дойти – ущелье Аку-Аку, а дальше действовать по обстановке. Район для всех нас был новый, и что нас ждет в пути, четко никто не представлял. Отправились мы в обратном направлении, но прошли совсем немного, т. к. оз. Большая Имандра, наиболее больным участникам группы покоя не давала и они кинулись купаться. Омовения, конечно, продолжительными не были, - север все таки, и не май месяц, но все же взбодрило неплохо! Напялили рюкзаки и двинули дальше. Через пару км. добрались до подвесного моста через реку Гольцовка. Ну ессессено, пройти не попозировав фотографу мы не могли. Далее пошли по хорошей тропе, указанной на карте. Природа радовала глаз. Усталые от столичной серости, мы попали в сказку северных красот. Первое мое впечатление, которое создал окружающий лес – добрый уют. Казалось, я здесь уже был, все мне знакомо и я СВОЙ. Природа вызывала доверие, навеянное миниатюрой деревьев, густым ковром разноцветного мха, обилием грибов и ягод, звонкой чистотой воздуха, который опьянил с первых метров пути. Двигались мы в среднем темпе, постоянно отвлекаясь за заправку ягодами, не брезговали привалами, в общем, - отдыхали. Так согласно карте мы прошли около 7-8 км. Карта, кстати, вызвала не самые лучшие чувства, т. к. идя по дороге, параллельно все время маячила ЛЭП, коей на карте мы при всех усилиях не обнаружили. Таким образом, не особо доверяя карте, мы не сочли нужным идти до тропы, ведущей к ущелью, а прорваться к нему через лес. Пошлепали. Где-то метров через 50 вышли на довольно крутой спуск. Вариантов особых не было, поэтому стали спускаться. Дальше, как водиться, начинался подъем, первый в нашем походе. Местами был крутоват, местами не очень и в итоге он затянулся где то на часок. Когда мы выползли на равнину, то перед нами, наконец-то, открылось ущелье Аку-Аку, во всей своей красе. Да, полюбоваться было чем. По одну сторону открывался великолепный вид на изломанную береговую линию огромного озера, по другую, зиял скальный обрыв метров на 300 глубиной, а за ним и по бокам в гордом величии застыли горные великаны. Конечно, не сделать здесь привал и перекус было бы грешно. Отстрельнув ботинки, мы ощутили неповторимый кайф от хождения босиком по моховому ковру, где каждый шаг утопал в приятной прохладной свежести, и от того необычайная легкость быстро наполняла все тело и душу. Расправившись с перекусом, стали двигаться дальше, как бы этого не хотелось. Пошли вдоль ущелья на север, и немного спустившись вышли на тропу. Двигаться, однако, долго не пришлось. Тропа вывела нас на небольшой водопад, и редкой красоты озеро, окаймленного скалами. На нем мы застряли часа на пол, разряжая запасы фотопленки. На мой взгляд, это было самым дивным местом нашего путешествия. Может такое мнение сложилось потому, что это был первый день пути, и эмоции были наиболее сильными и выраженными, но тем не менее от озера у меня остались самые лучшие воспоминания. Далее двигались по хорошей тропе в направлении притоков реки Гольцовка (как они называются и называются ли вообще, - неизвестно). Для это мы траверсили по северному склону г. Гольцовая около 2 часов, и уже под вечер добрались до желанной стоянки близ речушки. За первый ходовой день из живности мы встретили только зайца, людей не было, природа очаровывала, и эмоций для начала было предостаточно, даже слишком, в связи с чем, после сытного ужина я не мог уснуть пол ночи…

День второй начался довольно рано. Северное летнее утро ощущалось неплохо, из палатки я вылез напялив почти всю одежу, которую имел в арсенале, но уже через часик пробилось солнышко и понемногу я стал раздеваться. Сегодня было в плане добраться до озера Серцевидное, ошибочно так окрещенного нами с самого начала. Располагалось оно недалеко от базы КСС. Вышли на маршрут около десяти утра и стали двигаться вверх по реке Часнайок к перевалу Северный Чоргор. На пути повстречалась группа питерских туриков, которые, как ни странно шли по той же тропе, но только на перевал Южный Чоргор. Спорить с ними не стали, - Южный так Южный. Перевал оказался хорошим. Представлял собой насыпь камней от мала до велика, и скакать по ним с полным рюкзаком было довольно весело. На самом перевале видами полюбоваться не удалось, т. к. все затянуло тучами и постоянно моросил мелкий дождик. Тут же встретили дружественную группу Литовских туристов, с которыми в дальнейшем мы еще неоднократно пересекались. Заточив призовую шоколадку, спешно стали ретироваться с горы. Спуск понравился больше. То ли виды были посимпатичнее, то ли после взятия перевала господствуют победные настроения, почему идется веселее и легче. А, да, у нас же еще был намечен перекус на озере, что находилось в паре – тройке километров от перевала, т. ч. Цель была весьма значимой! Гострономические описания я опущу, а то боюсь весь отчет превратится в поваренную книгу. Покушали, погнали дальше. Дойдя по тропе до ручья Петрелиуса, ожидали, что выйдем на худо – бедно автомобильную дорогу, но видимо маленько плутанули, и продолжили движение через лес по более скромной тропе, но спустя пол часика нам все же улыбнулось счастье в виде потерянной автотропе. Финишная прямая в направлении базы КСС затянулась на пару часов, но очень приятных, т. к. дорога шла меш горных хребтов, и было чем полюбоваться. На типа «Сердцевидное» пришли в семь вечера. Нашли очень живописную, частично оборудованную стоянку на мыске озера, и без особых обсуждений тут же решили, что завтра будет день лени, то бишь дневка. Вот и чудненько….

День четвертый нашего путешествия грозился быть супер напряженным, т. к. в планах было дойти через перевал Южный Рисчорр, озеро Академическое до притоков реки Тульйок, а по карте это было весьма значимое расстояние. В связи с этим, хотели выйти пораньше, но ни фига не удалось, и только в 9.30 мы снялись со стоянки и направились к базе КСС. Там, весьма неожиданно, вся наша решимость на продолжительный переход растаяла, как дым. Причиной тому стали КССные машины, которые за денежку вывозили уставших или ленивых треккеров в Кировск. Сразу внутри нашей команды пронеслось предложение разбить тут лагерь и налегке совершить радиалочку к Академическому, а на следующий день по буржуйски добраться до города, то есть на тачке. Странно, но все были «ЗА». Итого, в этот день рюкзаки мы тащили минут 30, но зато дальнейшая радиалочка задалась на славу, и спустились мы в лагерь только к 11 часам вечера. Теперь немного поподробнее. Разбив на базе палатку, и загрузив туда лишние вещи, мы поперли на Южный Рисчерр. Подход к нему составлял около семи километров живописной тропы меж вереницей горных массивов, и был весьма приятным. К тому же в самом начале, недалеко от базы, мы завернули на живописнейший водопад, где самые отчаянные (Тихон), попринимали водные процедуры, а остальные орудовали фотоаппаратами. Перевал не представлял особой сложности, и на верх мы забрались минут за сорок. Там открылся неожиданный пейзаж в виде ровного плато, с некоторых сторон сливающегося с горизонтом. Двигаться по такому ландшафту было несомненно большим удовольствием, нежили карабкаться вверх, но был такой жуткий ветродуй, что через пару минут пришлось нацепить все имеющиеся с собой вещички. Теперь предстояло добраться до желаемого озера, и т. к. особо выбирать не приходилось, то двинулись по единственной тропе, которая к тому же была еще и автомобильной, но откуда авто забирались на это плато, - я не знаю. Так, по марсианской равнине, под ветрище, мы двигались около трех часов, когда заподозрили, что озеро должно было уже повстречаться, и как минимум час назад. Наташка пробежав до начала ближайшего спуска, засекла внизу автомобильную дорогу и какое то озеро. Вот таким образом, сверившись с картой, мы нашли истинное озеро Сердцевидное, но это не особо радовало, т. к. от Академического мы ушли лишних 3-4 км. Конечно, ничего страшного не случилось, ведь погулять на километровой высоте – одно удовольствие, но совсем застревать наверху не хотелось, и мы спешно ретировались. Когда дошли до искомого озера, стало понятным, что наши ожидания явно превосходили действительность. На Академическое все смотрели с нескрываемой тоской на лице. Впечатления, вопреки описаниям, оказались «не фонтан». По-моему ни одного снимка так и не было сделано. Мы пошли вниз. Назад бежалось значительно быстрее. Спустившись с перевала, двигаться к лагерю без перекуса никто уже не собирался. Заморив червячка, довольные и усталые, со всех ног пустились вниз. Да, еще нас существенно подгоняла мысль о предстоящей бане, которую заказали к 11 вечера. После чумового ветра на высокогорном плато, сие предвкушение существенно обнадеживало и грело наши организмы. Ну, описывать эмоции, полученные при непосредственном посещении парной, да еще и с Кольским пивом, да с ныряниями в ледяную воду реки, пожалуй не стану…, скажу только, что дойдя до палатки, у меня уже не было сил раздеться и до момента сна с момента соприкосновения с ковриком прошло никак не более четырех секунд. Некоторые последовали моему примеру, а вот у наиболее стойких еще хватило мужества закинуться бутербродиком…вот и славненько.

День пятый. Как мы провели этот день! Особенно его первую половину…Ничего не делали! Вернее, делали только то, что хотелось: умылись, поели, полежали, попили, позагарали, поели, полежали, попили и т. д. Было настолько здорово, настолько нас разморило солнышко и настолько было красиво вокруг, что не хватает у меня соответствующих слов, что бы все это описать. Единственное, когда мы посмотрели на часы, увидели, что обед уже закончен, поняли, что имеем реальные шансы не доехать до Ловозер, в любом случае, могли потерять драгоценное время. Начали собираться. Ну и капуши же мы, - часа два еще собирались. Когда уже все было готово, оказалось, что наш возница так же не особо спешит, посему пришлось его подождать с пол часика, пока он попьет чайку. Таким вот образом, стартанули мы с базы спасателей около пяти часов дня. От дороги были все в восторге. Живописнейшая трасса! По обеем ее сторонам на протяжении почти всего пути громоздились исполины-горы. Качество дороги оставляло желать лучшего, и наша «буханка» ехала не быстро, что было на руку, т. к. возможности полюбоваться красотами возрастали. В Апатиты мы приехали часов в шесть вечера. Размусоливаться долго в городе не пришлось. Поезд был через десять минут, поэтому мы поспешили на платформу. Безбилетчиков приютила начальница поезда, выделив купе и содрав по сотке с носа. Ехали часа два. За это время Фимина успела выклянчить овощей, за что ей большое, вкусное спасибо, а так же была прочитана вся вагонная пресса. Дальше с транспортом проблем то же не наблюдалось. Приехав в Оленегорск, нас уже поджидал автобус до Ревды. Время хватило только на покупку билетов, закупку провианта, переписывание расписания поездов. Дорога была не долгой, но очень любопытной. Очень интересно наблюдать, как при такой незначительной разнице расстояния, меняется природа. Приехав в Ревду и совершив необходимую дозаправку продуктами, за символическую плату добрый абориген повез нас на джипе до рудника. Очень любопытное местечко. Индустриальный пейзаж в виде полуразвалившихся, но еще действующих цехов навивал не самые радостные мысли в адрес нашей родины. Но так или иначе, здесь было хорошо. Тут же приличное озеро, неплохие стояночные места, где мы и заночевали, т. к. сумерки уже сгустились и никуда дальше идти не хотелось. Так началось наше первое знакомство с Ловозерскими тундрами…

Выяснив, что поезд до Оленегорска будет только в полночь, начали оперативно выискивать, где можно было скоротать времечко. Конечно, наши прожорливые желудки нашли что им было нужно – бистро, которое как раз работало до полуночи. Там мы не без удовольствия ознакомились с местной кухней,- вкусно. Повидали особенности местного времяпрепровождения, - пьяно, но весело. Тихон даже успел устроить ветерану-десантнику поединок армреслинга, - выиграл. Короче, бистро нам понравилось, и не успели мы оглянуться, как пора было бежать к поезду.

Соловки. Просто уже столько есть где угодно информации об этом интересном месте, что пытаться еще мне изложить какую – либо информацию, - смысла нет. Я только еще раз убедился, что природа для меня гораздо интереснее, чем памятники архитектуры, с их многовековой историей. Посему вкраце расскажу, как мы провели четыре дня на островах. Первым делом провели разведку у местного населения, что да как. Нам было предложено остановиться на частной квартире за 150 р. Нос\сутки, или отправиться в палатачный лагерь. Мы особо не размусоливаясь выбрали второй вариант. Для того, чтобы встать в палаточном городке, якобы нужно было разрешение лесхоза. Последний мы без труда нашли, и на удивление, совершенно даром, нам позволили разбить лагерь в близлежащем палаточном городке, и дали что-то типа бумажки-пропуска. Палаточный лагерь представлял собой неплохой, но скудненький лесок, с множеством ровных, добротных мест под палатки, оборудованными кострищами, миллионами тропинок, и кучами мусора…., оставленные неблагодарными туриками. В эту пору палаточников уже не много, и мы без труда определи наиболее хорошую стояночку, и быстренько ее оборудовали. После пошли гулять. ознакамливаться с местным колоритом. Все не очень хорошо. В запущении, хотя и не самом страшном, как это принято сейчас в России. Говорят, год назад, после приезда президента, все стали шевелиться, благоустраиваться и что совсем скоро тут будет совсем другая картина. Хотелось бы верить, и когда-нибудь, через пару лет может даже проверить. Так или иначе, а крутой гостинечный комплекс на финский манер сдесь уже поставили. На соловках, из архитектуры он мне больше всего и понравился…Завершили мы день рыбалкой. Пошли на Тамарин причал, закинули удилища и терпиливо поджидали улова. Да, снасти наши были не совсем традиционные, - по 5-7 голых крючков на леске и блесна. Стоим знчит, подергиваем удилищамим, тут причал огласился криками Тихона: «ЕСТЬ!». Ой, ликованию нашему не было предела. Стас несется к нам через весь причал, настраивая фототехнику, я с Витькой с завистью топчимся рядом и орем от радости. Наконец крутые рыбаки фотографирубтся с первым Соловецким уловом – огромной селедкой, длиной почти с ладонь! Только после этого, я заметил, что всю эту картину ликования снимали на камеру турики с пришвартованного теплохода. Вообщем, сами поржали, и других повеселили. Дальше все пошло как по маслу, тянули рыбех обну за одной. Собрались мужечки всякие, кто местные, кто отдыхающие. К тому времени я уже сгонял за пивком. Между парой мужиков завязался спор, что эту селедку можно схавать просто так, не готовя, а лишь слегка присолив, ну и под пивко, конечно. Тут же притащили с теплохода соль и пошел пир горой. Есть нашу селедку стали все кому не лень, мы, конечно в том числе. Когда порядка половины рыбин схомячили мы опомнились, отобрали улов и ретировались с причала в лагерь. Там произвели засол, поужинали, потрепались да и отправились на покой…

На следующее утро мы наведались в экскурсионное бюро, где из пару десятков предложенных экскурсий выбрали и записались на две. Первая, обзорная по монастырю у нас должна была быть в обед, и времечко мы скоротали погуляв по острову, и посетив местную харчевню. Про экскурсию, конечно, рассказывать не буду, не о том речь здесь. После культурного мероприятия часть народа отправилась опять рыбарить, а представители ленивой интелегенции вернулись в лагерь. Дальше все как обычно, поели и в люльку. В девять утра следующего дня у нас уже состоялся сбор с турГруппой и мы выдвинулись на экскурсию «Большой круг», где нам предстояла весельная гребля по системе озерных каналов, посещение скитов, и высшей точки Соловецкого архипелага – секирной горы. Скажу коротко – день провели хорошо, что называется, совместили приятное с полезным. Была и красивая природа, и интересные рассказы экскурсовода и погода сопутствовала. Вернулись в лагерь только к восьми часам вечера, немного уставшие, но довольные. Как мы провели остаток дня я рассказывать не стану, боюсь показатья неоригинальным.

Последний день на острове особо ничем примечательным не был, разве только купленной перед отплытием банкой сока, куда мы влили остатки спирта, и ничего не подозревающий Стас очень долго изучал этикетку тары, после каждого глотка и произнося «странный вкус у этого сока». Долго мы сдерживали смех, не у все получилось…На штатный катер мы не влезли, народу на причале накопилось, словно очередь в мавзолей. На выручку подоспели наши Латвийские друганы, с которыми мы встретились на Южном Чоргоре еще в Хибинах. Они договорились с другим катером, и прихватили нас с собой.

Плывя в Кемь особо не чувствовалось, что наше путешествие завершается. В голове роилось множество впечатлений, которые уже тогда я не мог четко систематизировать. Да и не хотелось этого делать вовсе. Хотелось здесь еще остаться, хотя бы на пару неделек, что бы полностью пропитаться неповторимой энергетикой севера, а может быть просто не хотелось возвращаться в душный город. Но желания, как известно, редко совпадают с возможностями, и вот уже поезд мчит нас в столицу. Путешествие по северу оставило в моей памяти самые теплые переживания, за что ему и всем участникам похода спасибо и низкий поклон….